Экономическое положение женщины

Из всех великих религий Ислам сделал наибольшее для обеспечения экономической независимости женщины. Хорошо известно, что в Великобритании до 1882 года, когда Акт о Собственности Замужних Женщин был принят Парламентом, замужняя женщина не имела прав обладания собственностью, независимо от мужа. Любая собственность, которой обладала femme sole (незамужняя женщина), автоматически переходила в право собственности мужа. Ныне, более века спустя, следы этого все еще обнаруживаются в определенных актах Британского законодательства, что иллюстрирует зависимое по отношению к мужу положение замужней женщины.
Экономическая независимость женщин была с самого начала законодательно установлена Исламом. Была отмечена обязанность мужа составить с женой экономический брачный договор пропорционально его материальным средствам. Этим договором обуславливается приданое жене со стороны мужа (мехр). Если ко времени смерти мужа мехр еще не выплачен, эта сумма считается долгом, вычитаемым из наследуемого имущества и должна быть выплачена прежде всех остальных долгов. В добавление к этому, вдова имеет право на причитающуюся ей по закону часть наследства. Любая собственность, которую женщина приобретает самостоятельно, будь то часть полагающего ей наследства, подарок или результат ее деловых качеств, принадлежит ей независимо от мужа. Она может доверить мужу распоряжение ее собственностью, однако если она предпочитает распоряжаться или управлять своей собственностью самостоятельно, муж не имеет права вмешиваться в ее дела.
Замужняя женщина, обладающая своей собственностью, может, и в большинстве случаев вкладывает часть или всю ее в общее хозяйство супругов, но она вовсе не обязана поступать так. Ведение общего хозяйства находится в полной ответственности мужа, даже если жена является в собственных правах экономически более состоятельной, чем ее муж.
Это хорошо показывает следующий случай: Святой Пророк, да благословит его Аллах, однажды при некоторых обстоятельствах распорядился, чтобы женщины оказывали благотворительность также и из собственных средств. После этого две женщины, обе по имени Зейнаб, одна из которых была женой хорошо известного товарища Пророка Абдуллах бин Масууда, пришли к Святому Пророку и сказали ему, что их досточтимые мужья являются людьми, стесненными в средствах, тогда как они сами сравнительно более богаты. Будет ли для них духовной заслугой, спросили они, если они помогут мужьям из собственных средств? Святой Пророк уверил их, что их трата на помощь мужьям будет двойной заслугой, так как это будет считаться и благотворительностью, и милосердностью по отношению к близким. Священный Коран наставляет:
"И не завидуйте тому, чем Аллах возвысил одних из вас перед другими. Получат мужчины долю из заслуженного ими, и женщины долю из заслуженного ими. И молите Аллаха о щедростях Его. Истинно, Аллах ведает все в совершенстве.
"И каждому назначили Мы наследников тому, что оставят родители и родственники, (а также) те, с которыми вы заключили клятвенное соглашение. Итак, дайте им долю их. Истинно, все видит Аллах".
Исламская система старшинства и наследования, определенная в аятах 4:12 - 13 и 4:177, нацелена на возможно более широкое распределение собственности. Если человек умирает, оставляя его или ее живых родителей, мужа и жену, сыновней и дочерей, они все получают долю наследства при том главном условии, что мужская доля вдвое превышает женскую при равной степени родства. Здесь нет никакого неравенства, если учесть, что мужчина ответственен за содержание семьи, в то время как женщина освобождена от этой ответственности. Этот закон, как показывает практика, более выгоден для наследниц.
Мусульманин имеет право завещательно распределить только одну треть своей собственности. То, что он хочет оставить на благотворительность или тем, кто не является наследником по закону, не должно превышать одной трети того, чем он владеет; он не властен исключить из наследования или уменьшить долю наследства законных наследников. Исламская система не оставляет места для несправедливостей в распределении наследства, таких, как право первородства или исключения женщины из права наследования.
Указание, данное с целью гарантировать свидетельства при гражданских сделках, и гласящее, что эти сделки должны быть обязательно оформлены письменно, иногда ошибочно приводится в доказательство дискриминрования женской половины Исламского общества. Это указание таково:
"И призовите двух свидетелей из ваших ближних: но если не (найдется) двух мужчин, то мужчину и двух женщин из тех, кого вам угодно взять в свидетели, так что если одной (из женщин) изменит (память), другая напомнит ей" (2:283).
Здесь нет и малейшего следа дискриминации. Нормальным правилом является то, что женщина должна быть вообще ограждена от случайной повинности выступать в качестве качестве свидетеля при юридических процедурах. Таким образом, обыкновенно женщина не должна быть призываема, чтобы засвидетельствовать документ при свершениях гражданских сделок. Это правило может нарушаться, если дело -спешное. Но тогда может возникнуть иная трудность. В случае свидетелей - мужчин их память о сделке, которую они призваны засвидетельствовать, освежается во время их социального общения, когда по разным причинам событие сделки вспоминается. В случае же свидетеля мужчины и одной свидетельницы женщины их общение согласно правилам Ислама, которые еще будут по достоинству оценены, обыкновенно происходит не настолько часто, чтобы постоянно держать в памяти совместное свидетельство.
С целью обойти этот недостаток возможностей для освежения совместной памяти, мудро предложено, чтобы в случае отсутствия двух свидетелей-мужчин сделку засвидетельствовали один мужчина и две женщины, так как они имеют возможность общения и тем самым гарантированно держат в памяти каждое слово документа.
Это указание имеет в виду лишь сохранность свидетельства, а вовсе не относительную весомость мужских и женских свидетельств. Следующая иллюстрация окончательно проясняет существо дела. Представим себе, что сделка, засвидетельствованная одним мужчиной и двумя женщинами, стала предметом спора и требует юридического разбирательства. Теперь, обнаруживается, что со времени совершения сделки одна из свидетельниц умерла. Свидетель - мужчина и свидетельница - женщина дали показания в суде, но судья находит, что их свидетельства не во всем гармонируют друг с другом; при этом он сильнее склоняется к тому, что, беря во внимание все привходящие факторы, показания свидетельницы более правдоподобны. Тогда простой обязанностью судьи будет предпочесть женское свидетельство - мужскому. В таком случае не будет и речи о дискриминации в пользу или во вред женщине.

Охрана прав мужчин и женщин

Женщины и мужчины - божественный дар друг для друга и в этом качестве должны быть заботливо хранимы, ибо они явлены как средство взаимного совершенствования и снискания божественной благодати. Тот, Кто создал их, хорошо знает их силу и слабость, и Он, в милосердии Своем, даровал им в равной степени руководство, как охранить силу и превозмочь слабость. Неисполнение этих правил ведет ко злу и гибели, тогда как строгое и внимательное соблюдение делает жизнь ясной и полной радости. Священный Корана возглашает:
"И, истинно, Мы создали человека, и ведомо нам все, что плоть его нашептывает ему" (50:17).
"Мы создали человека из капли смеси, дабы Мы могли испытать его; итак, Мы сделали его способным видеть и слышать. Мы указали ему путь, благодарен ли он, или неблагодарен" (76:2-3).
Разум человека получает впечатления при посредстве слуха, зрения и других чувств и либо направляет своего владельца к добродетели, либо толкает на прегрешения. Поэтому человек предупрежден:
"И не следуй тому, о чем ты не знаешь. Истинно, ухо, и глаз, и сердце -все они будут призваны к ответу" (17:37).
Поэтому сдерживание чувств и постоянный контроль за чувствами - это сущность добродетельности. Святому Пророку было повелено:
"И скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои и соблюдали свое целомудрие, и чтобы они не открывали красоту свою (естественную и искусственную) кроме того, что подобает показывать, и чтобы они закрывали своими головными покрывалами груди свои, и чтобы не открывали они красоты своей, кроме как мужьям своим, или отцам своим, или отцам мужей своих, или сыновьям своим, или сыновьям мужей своих, или братьям своим, или сыновьям своих братьев, или сыновьям своих сестер, или своим женщинам, или тем, которыми владеют правые руки их, или таким прислужникам мужского пола, у которых нет полового влечения, и юным детям, которые ничего не знают о женской наготе. И не допускайте их трясти ногами своими, чтобы стало известно то, что скрыто из украшений их. И обращайтесь вы все вместе к Аллаху, верующие, дабы могли вы преуспеть" (24:31 - 32).
"(Что же касается) женщин, перешедших возраст деторождения, у которых нет желания выйти замуж, нет хулы им, если они снимают свои верхние одежды, не открывая красоты своей. Но воздержание (даже от этого) лучше для них. И Аллах - Всеслышащий, Всеведающий"(24:61).
Есть некоторые веления, особо адресованные женам Святого Пророка которыми определяется идеал добронравного поведения для всех верующих женщин:
"О Пророк! Скажи женам твоим: 'Если вы желаете жизни этого мира и ее красы, придите тогда, я дам вам дар и отпущу вас с честью.
Но если вы стремитесь к Аллаху и Его Посланнику, и к Обители Будущей Жизни, тогда, истинно, уготовил Аллах для тех из вас, которые творят добро, великую награду".
О жены Пророка! Если какая из вас окажется виновной в явно непристойном поведении, наказание будет удвоено для нее. И это легко для Аллаха.
Но каждой из вас, которая посвящает себя Аллаху и Его Посланнику, и делает добрые дела, Мы даруем награду ее вдвойне; и Мы уготовали ей честные дары.
О жены Пророка, вы не подобны ни одной из (других) женщин, если вы праведны. Итак, не будьте (слишком) уступчивы в речи вашей, чтобы тот, у кого в сердце (недрится) недуг, не возымел бы (сверх должных) надежд; но да будет речь ваша праведна.
Пребывайте с достоинством в домах ваших, и не выставляйте себя напоказ, подобно выставлению напоказ в прежние дни невежества, и соблюдайте молитву, и платите Закаат, и повинуйтесь Аллаху и Посланнику Его. Аллаху только угодно удалить от вас нечистоту, о, члены семьи, и сделать вас полностью чистыми.
И помните знамения Аллаха и слова мудрости, которые возглашаются в домах ваших; ибо Аллах Проницателен, Все - Осведомлен" (33:29-35).
Указания, приведенные выше, даны в установление высочайших образцов добронравного поведения мужчин и женщин с тем, чтобы они вели себя достойно и сдержанно в любых жизненных обстоятельствах.
Трезвость, целомудрие и сдержанность являют собой символы Исламского общества. Вольному и все дозволяющему смешению полов положены пределы. От мужчин и женщин требуется следование определенному этикету приличия. Прекрасный пол здесь огражден от любого риска назойливых приставаний; как сказано:
"О Пророк! Скажи женам твоим, и дочерям твоим, и женщинам верующих, чтобы они держали близко к себе часть их свободного верхнего покрывала. Так лучше, дабы могли они быть отличены и не подвергались оскорблению. И Аллах наиболее Прощающ, Милосерд" (33:60).
Ничем не ограниченное и не связанное никакими правилами общение полов и женское самоукрашательство с целью привлечь мужчин стало бичом Западного общества, где все соображения целомудрия и пристойности отставлены в сторону, а старые, высокие ценности подверглись сомнению и признаны недостойными цивилизации. Вызывает глубокую озабоченность, что часть Мусульман прозападной ориентации оказалась неспособной противостоять убийственному мировоззрению, которое превалирует на Западе. Нужно благочестиво надеяться, что опасности, коренящиеся в таком образе мыслей, будут вскоре уяснены, и благодетельность Исламских ценностей будет осознаваться более строго и благодарно.

Hosted by uCoz