Замужество

Конечное предназначение замужества, по Исламу, - это снискать расположение Аллаха целомудрием, совершенством, довольством и продолжением рода. К примеру, среди характерных черт истинно верующих сохранение целомудрия в супружестве подчеркивается строгим и смиренным блюдением Молитвы, избежанием всего суетного, платой Закаата и верностью долгу и договоренностям:
"Но те, которые ищут (что-либо) помимо сего, творят беззаконие. И которые соблюдают свои обязанности и соглашения, И которые устойчивы в соблюдении своих молитв. Эти суть наследники, Которые унаследуют Рай. Там будут они пребывать" (23:8-12).
Есть и такое наставление:
"И вступайте в брак с вдовами вашими, и с добродетельными рабами вашими, (как) женщинами, (так) и мужчинами. Если они бедны, Аллах обогатит их от щедрот Своих" (24:33).
Святой Пророк сказал: Наш путь супружество; кто уклоняется от него, тот не из нас.
К сожалению. Запад более не считает целомудрие добродетелью, оно в действительности порицаемо. Пробная совместная жизнь, неразборчивость в связях стали нормой. Извращенность и чувственность, беспорядочность связей считаются ныне главной целью и истинным назначением сексуальных нужд.
По Исламу, взаимоотношения супругов должны характеризоваться доброжелательством. Священный Коран наставляет: 
"И сожительствуйте с ними доброжелательно; и если вы чувствуете неприязнь к ним, может быть вы чувствуете неприязнь к тому, во что Аллах вложил много доброго" (4:20).
О характере супружеских отношений в Исламе можно судить по наставлению Святого Пророка: "Когда вы сходитесь, скажите: О Аллах, охрани нас от Сатаны, и не позволяй Сатане приблизиться к тому, чем Тебе угодно облагодетельствовать нас".
Как уже отмечалось, Священный Коран уподобляет мужа и жену одежде друг для друга (2:88); то есть средству, призванному обеспечить надежность, достоинство и украшение.
Все, что касается супружеских отношений, рассматривается Исламом с позиции высокой нравственной и духовной сознательности, что исключает трактовку их единственно как способа удовлетворения телесных потребностей. Это хорошо видно из следующих назиданий и увещеваний:
"И они спрашивают тебя о кровотечении (у женщин). Скажи: 'Это нечто зловредное, посему удаляйтесь от женщин во время кровотечения, и не возлежите с ними, пока они не очистятся. Но когда они очистились, возлежите с ними, как Аллах повелел вам. Аллаху угодны те, которые прибегают к Нему и угодны те, которые держат себя в чистоте."
Ваши жены (как бы) пахотное поле для вас; итак, посещайте пахоту свою, когда и как вам угодно, и предпосылайте (нечто доброе) для самих себя; и бойтесь Аллаха и знайте, что вы встретите Его; и несите благую весть повинующимся" (2:223-224).
Таким образом, предупреждается любое действие, могущее оказать злое влияние на способность и удачные обстоятельства к зачинанию ребенка. Чистота отношений и праведность (зачатию) должны постоянно иметься в виду. Вот одна из молитв для праведных, которую приводит Священный Коран:
"Владыка наш, даруй нам в женах и чадах наших утешение глазам
(нашим), и сделай нас образцом праведности" (25:75).

Долги и обязанности супругов

В системе Ислама супружество является договором на гаржданской основе, учитывающим целый набор взаимных обязательств. Для того, чтобы этот договор имел силу, необходимо публичное выражение согласия на брак обоими новобрачными, согласие опекуна невесты, долг которого гарантирование и охрана ее прав, и уплата женихом определенной суммы, пропорциональной его средствам, что называется выкупом, но не следует путать эту сумму с приданым, выделяемым невесте родителями или опекуном.
Случаи, когда супружество воспрещается, точно перечисляются в Священном Коране, и далее следует:
"А женщины помимо этих разрешаются вам, дабы вы искали (их) через имущество ваше, вступая в законный брак с ними, и не совершая прелюбодеяния. И за пользу, получаемую вами от них, давайте им приданое, как установлено, и не будет для вас греха в том, о чем взаимно согласились вы по установлению (приданого). Истинно, Всеведущ и Мудр Аллах" (4:25).
Мужья и жены имеют одинаковые обязательства по отношению друг к другу, однако муж как кормилец, несущий ответственность за обеспечение жены и детей, обладает решающим словом в случае различия мнений касательно семейных дел, иначе начнется неразбериха, и семейная жизнь может потерпеть крах:
"И (в отношении справедливости) они (женщины) имеют одинаковые права с ними (мужчинами); но мужчины стоят степенью выше их. И Аллах Всемогущ (и) Мудр" (2:229).
Женщины более слабы физически, более утончены и уязвимы, поэтому мужчины обязаны опекать их:
"Мужчины - покровители женщин, ибо Аллах сотворил одних из них превосходнее других, и ибо они (мужчины) расходуют из богатства своего. Итак, добродетельны (те жены, которые) повинуются и блюдут тайны мужей своих при покровительстве Аллаха" (4:35).
Если же жена постоянно своенравничает, из-за чего разрушается мир и гармония семейной жизни, муж должен увещевать ее. Если это не имеет успеха, он может на время отказаться разделять с ней ложе. Как последнее средство, он может употребить легкое наказание:
"И если женщина опасается дурного обращения или равнодушия со стороны мужа своего, не будет то грехом для них, если они подобающим образом примирятся друг с другом; и примирение всего лучше. И люди склонны к жадности. И если вы доброжелательны по отношению друг к другу и праведны, истинно, Аллаху ведомы деяния ваши" (4:129).
Если примирение на основе взаимного согласия затруднительно, стороны должны искать советчиков со стороны, ибо сказано:
"И если вы опасаетесь раздора между ними, назначьте посредника из его родни и посредника из ее родни. Если они (посредники) желают примирения, Аллах осуществит его между ними. Истинно, Аллах Всезнающ, Всеведущ" (4:36).

Развод

Если все попытки к примирению оказались тщетными, расторжение брака - единственный путь из тупика. Следует, тем не менее, заметить, что Ислам не одобряет развода. Святой Пророк сказал: Из всего, что дозволено Аллахом, развод наименее желателен.
Развода имеют право желать и муж, и жена; в последнем случае дело должно быть рассмотрено юридически, чтобы права жены могли быть полностью охранены.
Если произошла размолвка, и муж, видя, что попытки примирения не увенчались успехом, воздерживается от сожития, ситуация должна разрешиться в течение четырех месяцев.
"Для дающих обет (воздержания) от (сожития) с женами своими, (высший) предел воздержания есть четыре месяца; если после этого они отрекутся от обета своего, то, истинно. Всепрощающ (и) Милостив Аллах.
И если они решатся на развод, то, истинно, Аллах Всеслышащий, Всеведающий" (2:227-228).
Развод обставлен целым рядом требований. Они призваны гарантировать, что развод не является следствием легкомыслия или горячности. Он должен быть совершен осмотрительно, после тщательного взвешивания всех обстоятельств, затрагивающих обе стороны, а также права детей от брака, если есть и дети. Имея в виду последнее, процедура всегда несколько затягивается, что стороны располагают временем для спокойного осмысления и примирения до того, как развод станет необратимым.
"(Обратимый) развод может быть провозглашен дважды; после чего, или оставьте их (жен) при себе достойным образом, или отошлите их дружелюбно. И незаконно для вас брать обратно что-либо из того, что вы дали им (вашим женам) кроме как в случае, если обе (стороны) боятся, что они не могут соблюсти (предписанные) Аллахом пределы. Если же вы боитесь, что они не смогут соблюсти (предписанных) Аллахом пределов, то в том, что она даст для получения свободы, не будет греха ни для кого из них. Таковы пределы, (предписанные) Аллахом, не преступайте их; и кто преступит (установленные) Аллахом пределы - сотворит зло"(2:230).
Другое предупреждение поспешного развода таково: 
"И если он (муж) разведет ее (жену) в третий раз, после сего она не будет для него законной, пока не выйдет замуж за другого мужа; и если он также разведет ее, тогда не будет им греха вернуться друг другу, если они уверены в том, что смогут соблюсти (предписанные) Аллахом пределы. Таковы пределы, (предписанные) Аллахом, которые Он поясняет людям разумеющим" (2:231).
"И когда вы развелись/обратимте вашими женами, и они подошли к концу положенного им предела, то, или оставьте их при себе пристойным образом, или отошлите их пристойным образом; но не удерживайте их неправомерным путем, ибо кто делает это, изменяет своей душе. И не обращайте в шутку заповеди Аллаха, и помните о милости Аллаха к вам, и о Книге, и о Мудрости, которые Он ниспослал вам, чрез которые Он увещевает вас. И бойтесь Бога и знайте, что Аллаху все хорошо ведомо"
(2:232).
"И когда вы разводите жен, и они достигают конца их предела (трех месячных очищений) не препятствуйте их замужеству с их (намеченными) мужьями, если они пришли к соглашению между собой подобающим образом. Это увещание (дается) тому из вас, кто верует в Аллаха и в Последний День. В нем более благодати для вас и чистоты, и Аллаху ведомо, а вы не знаете" (2:333).
"И разведенные жены должны соблюдать себя и ожидать в течение трех месячных очищений; и незаконно для них скрывать, что Аллах сотворил в утробе их, если они верят в Аллаха и Последний День. И мужья их имеют большее право принять их обратно в течение этого времени, в случае, если они желают примирения" (2:229).
Если муж и жена приходят к согласию после объявления обратимого развода, такой развод аннулируется.
"И если кто из вас умрет и оставит после себя жен, они (жены) должны соблюдать себя в течение четырех месяцев и десяти дней. И когда они достигнут конца этого срока, не будет на вас греха, за все, что бы они не делали с собой пристойно; и Аллаху ведомо, что вы делаете" (2:235).
" И не будет вам осуждения ни за высказанный вами открыто намек о предложении брака (такой) женщине, ни за утаивание (желания) в вашем уме. Аллаху ведомо, что таковы будут ваши мысли от них. Но не заключайте с ними договора втайне, кроме того, что вы честно скажете. Не решайтесь на брачные узы до истечения предписанного срока. И знайте, что Аллах знает, что в уме вашем; итак, берегитесь, и знайте, что Аллах Всепрощающ и Долготерпелив" (2:236).
"И те из вас, которые умирают и оставляют по себе жен, должны завещать своим женам содержание на один год, и не выселять (их) из дома. Ежели же они (сами) уйдут из дома, не будет вам осуждения, что бы они ни делали с собой. И Аллах Всемогущ и Мудр" (2:241).
"И для разведенных женщин (также) должно быть определено известное справедливое содержание, как обязательство для боящихся Бога" (2:242).
"Не будет для вас грехом, если вы разведете жен прежде, чем вы коснулись их и определили им приданое. Но обеспечьте их пристойным образом, - богатый по его средствам, и бедный по его средствам. Это есть обязанность добродетельного (человека)" (2:237).
"И если вы разведете их до того, как вы коснулись их, но назначили им приданое, тогда (предписывается вам уплатить) половину назначенного, если они (жены) не откажутся (от своего права), или если тот, в чьих руках брачные узы (муж), не откажется (от своего права).
И ближе к праведности, чтобы вы были великодушны. И не забывайте делать добро друг другу. Истинно, Аллах видит, что вы делаете" (2:238).
"Ни одна душа не отягощается превыше сил ее. Мать не должна причинять ущерба (отцу) из -за ребенка ее, и тот, кому принадлежит ребенок, не должен причинять ущерба (матери) из-за ребенка его; и та же (обязанность) лежит на наследнике". Все предписания подытоживаются следующим:
"О Пророк, когда вы разводите жен, разводите их в (начале) предписанного срока, и начинайте высчитывать (время) срока; и бойтесь Аллаха. Не выселяйте их из домов их, и (сами) они не должны уходить, разве только совершив что - то явно безнравственное. И Это пределы, установленные Аллахом; тот, кто не соблюдает точно пределы, установленные Аллахом, наносит вред собственной душе своей. Не знаешь ты; возможно, что Аллах после этого заставит совершиться что-нибудь новое" (65:2).
"Тогда, когда они подходят к предписанному сроку, или возьмите их обратно дружелюбно, или расстаньтесь с ними дружелюбно, и призовите свидетелями двух справедливых людей их вашей среды: и да будет это истинным свидетельством перед Аллахом. Это есть увещание тому, кто верует в Аллаха и в Последний День" (65:3).
"И, если вы находитесь в сомнении относительно тех из женщин ваших, которые потеряли надежду на месячные очищения, (знайте) же, что их срок есть три месяца, и (такой же срок для) тех, у которых не было еще очищении. И (что касается тех), которые беременны, их срок должен быть до времени их разрешения от бремени. И тем, которые боятся Аллаха, уготовит Он им облегчение в делах их" (65:5).
"Устройте их (во время предписанного срока) в домах, где вы обитаете, соответственно с вашими лучшими средствами; и не притесняйте их с целью подвергать их трудностям. И, если они беременны, содержите их, пока не разрешатся они от бремени. И, если они кормят грудью (ребенка) для вас, вознаграждайте их, и совещайтесь вместе дружелюбно; но, если вы сделаете это затруднительным друг для друга, то дайте другой (женщине) кормить ребенка для отца.
Пусть тот, кто обладает изобилием, расходует из своего изобилия. И пусть тот, средства которого ограничены, расходует соответственно тому, что даровал ему Аллах. Не обременяет Аллах ни одной души свыше того, что Он даровал ей. После лишения Аллах скоро подаст облегчение" (65:7-8).

Полигемия

Многоженство не запрещено специальным запретом Господа ни в одной из религий; и ни в одной из религий, за исключением Ислама, не оговаривается число жен. Ислам разрешает многоженство, однако ограничивает их число до четырех, при этом строго обуславливая равно справедливое отношение ко всем женам:
"Если же вы боитесь, что не будете поступать по справедливости, то возьмите в жены только одну" (4:4).
Справедливое отношение к женам, если их более одной, означает равно доброе отношение к ним в вопросах обхождения, обеспечения и товарищества, иначе говоря, в подобных вопросах не следует выделять ни одной в ущерб остальным. Равенство не предписывается, однако, в тех вопросах жизни, над которыми человек не властен, к примеру, в вопросах эмоциональной привязанности или склонности. Это оговорено основным положением:
"Аллах не обременяет никакую душу превыше сил ее" (2:87).
И в этом случае, однако, замечается, что
"И не можете вы поддерживать (совершенного) равновесия между женами, как бы вы не желали того. Но не (проявляйте) склонности исключительно к одной, оставляя другую во временно отстраненном положении. И если вы исправитесь, и будете поступать справедливо, истинно, Аллах - Всепрощающ (и) Милосерд" (4:130).
Некоторые современные Мусульманские писатели в страстном желании угодить Западу принялись доказывать, что, коль скоро полигамия разрешена при строгом условии равного обращения с женами (4:4), но такое обращение объявлено недостижимым (4:130); отсюда следует, что разрешение полигамий, таким образом, в действительности отменено. Такое рассуждение в Коране ошибочно и совершенно не приемлемо. Аят (4:130) самим собою проясняет, что является продолжением и уточнением аята (4:4). Кроме того, ни сам Святой Пророк, ни его сотоварищи никогда не считали аят (4:130) отменой аята (4:4), и - в течение столетий - этот аят никогда не интерпретировался подобным образом Мусульманами-юристами.
Правда состоит в том, что многоженство, как оно определено и ограничено Исламом, - это жизнеустройство на началах божественной мудрости, направленное к укреплению нравственных ценностей и сохранению целомудренности обоих полов. Оно может быть определено как благодетельное нравственное и культурное охранное устройство сродни клапану, регулирующему давление. Общества, в которых не предусмотрен такой клапан, были вынуждены ввести принудительную моногамию и как следствие пали жертвой широко распространенной беспорядочности связей, гомосексуализма, лесбиянства и повального разврата. Полная сексуальная вседозволенность стала в этих обществах нормой бытия, абсолютно свободной от нравственного осуждения.
Моральная граница должна быть проведена не между моногамией и полигамией, но между обусловленностью и вседозволенностью. При отсутствии нравственных пределов и моногамия, и полига'мия могут быть равно обращены во зло. Возвышает либо принижает их только характер взаимоотношений; как уже отмечалось, конечным назначением брака в Исламе является снискание благорасположения Аллаха.
Ислам в принципе кладет в основу мудрое и добродетельное использование всех способностей и возможностей, предоставленных человеку; и беспрекословно осуждает подавление или выставление их в смешном виде.
В ранние годы Ислама многие мужчины, повинуясь зову Аллаха, расстались с жизнью. Многие поплатились жизнью в Мекке; еще больше в Медине и на поле брани. Несмотря на то, что женщины также были готовы на жертвы, сравнительно немногие из них были призваны к величайшей жертве жизнью. Как следствие число женщин резко превысило число мужчин.
Вдовы и сироты мужского и женского пола нуждались в покровительстве. Охранение нравственных и духовных ценностей в этих условиях делало полигамию обязательной, она также была жертвенной и уж конечно не была потаканием мужским или женским слабостям.
Были и другие предпосылки личностного, общественного и политико-религиозного характера, ведшие к полигамии. В теперешние времена условия изменились, и моногамия повсюду, кроме Африки, все более и более становится правилом, но везде в частных обстоятельствах нравственные предпосылки все еще могут обусловить полигамию. Ислам учитывает возможность возникновения таких обстоятельств.
Среди Мусульман ничто не препятствует возможности полигамии, она столь же уважаема, как и моногамия, и исключает любую дискриминацию в отношении жен и детей от такого брака.