Женщина в Исламе

Среди оседлых арабов-язычников женщина составляла часть имущества ее мужа или отца. На нее смотрели, как на низшее существо и неодушевленную вещь. Ее можно было свободно продать, обменять или убить. Знать полагала добродетелью убивать девочек во младенчестве, пока они не навлекли позор на семью.
По смерти отца сын мог женится на собственной мачехе, и общество рассматривало это как простую смену главы семейства. Священный Коран рисует картину положения женщины в арабском обществе в следующих словах:
"И они приписывают дочерей Аллаху - Свят Он! тогда как (сами) они имеют то, чего желают.
И когда кому-нибудь из них сообщают весть о (рождении) дочери, лицо его омрачается, тогда как он подавляет внутреннее горе (свое).
Он прячется от людей из-за полученной им недоброй вести: 'Сохранить ли ее, несмотря на позор, или закопать в пыль?'. Воистину, злы суждения их" (16:58-60).
Нечестивый обычай заживо закапывать новорожденных девочек впервые завели вожди племени Бану Аса'ад, и впоследствии этот обычай переняла высшая знать племен Бану Рабийя, Бану Кунда и Бану Тамим. Видя плачевно жалкое состояние нравов, Святой Основатель Ислама со всей серьезностью приступил к своей миссии освобождения женщин и уравнивания их в правах с мужчинами. Эта задача была воистину трудной и требовала от него терпения и упорства. Для арабов она была тождественна революции в сознании, ни больше, ни меньше. Абсолютный переворот должен был совершиться в их отношении к женщинам. Они должны были постичь, что их жены достойны любви, дочери -внимания, матери уважения и благоговения. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах, должен был духовно просветить их заскорузлое сознание. Он выполнил свою задачу самым замечательным образом. При этом он вызвал на себя бурю недовольства своих противников. Мекканская знать обвинила его в том, что он навлек на них бесчестье своими проповедями об общественном равенстве мужчин и женщин. Но их уверенность, что женщина существо неодушевленное, было навсегда опровергнуто Кораном так:
"О люди, бойтесь Владыки своего, Который создал вас из единой души, и из нее создал подругу ей, и от них двоих распространил множество мужчин и женщин; и бойтесь Аллаха, во имя Коего вы взываете друг к другу, и (страшитесь Его особенно) в отношении родственных уз. Истинно, Аллах блюдет за вами" (4:2).
Тем самым Священный Коран установил равенство между мужчиной и женщиной, исходя из того, что они сотворены из одной души. Ну не ирония ли это, что Ислам должен быть постоянно обвиняем в том, что он отрицает наличие души у женщины, тогда как он делает особенное ударение на ее равенстве с мужчинной?

Женщина в Арабии

Раскрывая божественные предписания касательно взаимных отношений мужчин и женщин, Ислам относится к женщине с уважением и достоинством.
Такое благожелательное отношение существенно предопределяет мир, покой, счастье, продолжение рода и человеческий прогресс в целом.
Священный Коран особенно подчеркивает, что Бог в Своей совершенной мудрости сотворил все виды живых существ парами; так же были сотворены и человеческие существа, ибо согласно Корану:
"Он создал вас из единого существа; затем Он сотворил из него подругу ему" (39:7).
"Он создал для вас пары из вас самих" (42:12).
"Он сотворил вас из одного человека, и создал из него подругу ему, дабы он мог снискать утешение в ней" (7:190).
"И среди знамений Его есть то, что Он сотворил жен вам из среды вашей, дабы вы обрели успокоение в них, и (также) Он положил между вами любовь и участие. Истинно, в этом - знамения для людей размышляющих" (30:22).
Ислам учит, что способности и силы человека являются щедротами Бога и должны быть использованы благодетельно:
"И Аллах произвел вас из чрева матерей ваших, когда вы ничего не знали, и даровал вам уши, и глаза, и сердца, дабы вы могли быть благодетельны" (16:79).
Это значит, что таланты и способности должны употребляться в подходящее время и, по существу, на добрые дела, и в этом случае они будут усилены и умножены. Употребленные во зло или не по назначению, они могут, напротив, вызвать на себя гнев Божий.
Некоторые религиозные авторитеты ошибочно полагают безбрачие духовно более возвышенным, нежели супружеская жизнь. Ислам предостерегает от безбрачия и осуждает его. Священный Коран говорит:
"Но монашеской жизни, которую они придумали для самих себя, Мы не предписывали им как путь искания угоды Аллаха. Но они не соблюли это в должной мере" (57:28).
Монашество как понятие проистекло в целом из представления, что женщина принадлежит к низшим типам существ, и общение с ней является унизительным и безнравственным. Отцы Церкви возлагали на женщину ответственность за падение мужчины, отказывая ей в наличии души и полагая орудием дьявола.
Ислам отменил подобное отношение и возвел женщину до состояния духовного равенства с мужчиной. Он постановил, что мужчина и женщина дополняют друг друга и являются друг для друга средством взаимного совершенствания. Сказано, к примеру:
"Они одежда для вас, как и вы одежда для них" (2:188).

Духвное равенство

Духовное равенство женщины мужчине настойчиво подчеркивается в Священном Коране. Так, например:
"Истинно, мужчины, которые покоряются Богу, и женщины, которые покоряются Ему, и верующие мужчины и верующие женщины, и послушные мужчины и послушные женщины, и верные мужчины и верные женщины, и твердые мужчины и твердые женщины, и мужчины, которые смиренны, и женщины, которые смиренны, и мужчины, которые подают милостыно и женщины, которые подают милостыню, и мужчины, которые постятся, и женщины, которые постятся, и мужчины, которые охраняют целомудрие свое, и женщины, которые охраняют целомудрие свое, и мужчины, которые много помнят Аллаха и женщины, которые много помнят Аллаха, уготовал им Аллах прощение и великую награду" (33:36).
"Аллах обращается с милосердием к верующим мужчинам и верующим женщинами; ибо Аллах есть наиболее Прощающий, Милосердный"(33:74).
Мужчины и женщины равно опекаемы Богом. Так,
"И те, которые злословят верующих мужчин и верующих женщин, безо (всякой) вины с их стороны, точно понесут (на себе вину за) клевету и явный грех" (33:59).
"А что касается тех, которые подвергают гонениям верующих мужей и верующих жен и не раскаиваются потом, им (уготовано) наказание Ада и (уготовано) им наказание сожжением" (85:11). 
По поводу ситуации, имевшей место в Худайбийахе, говорится: "И, если бы не верующие мужи и жены, которых вы не знаете, и которых вы могли бы затоптать, и этим принять на себя грех, без ведома, из-за них, - (Он позволил бы вам сразиться, но не сделал Он этого), чтобы принять в милость Свою кого угодно Ему. Ежели были бы они разделены, несомненно Мы наказали бы тех из них, которые не веровали, тяжкою карою" (48:26).
Женщинам, более уязвимым, чем мужчины, дарована особая защита:
"Те, которые обвиняют целомудренных, верующих женщин, которые неосторожны, будут прокляты в мире этом и в Жизни Будущей. Тягостная кара уготована для них, в день, когда языки их, и руки их, и ноги их засвидетельствуют против них относительно того, что они делали" (24:24 - 25).
Мужчинам и женщинам равно воздается по их делам:
"Но всякий, кто творит добрые дела, будь то мужчина или женщина, и кто верует, войдет в Рай, и не будет обижен (даже настолько, насколько мала) ямка на финиковой косточке" (4:125).
"Всякому, кто поступает праведно, будь то мужчина или женщина, и кто верует, истинно, даруем Мы ему чистую жизнь; и, истинно, воздадим Мы таковым в соответствии с лучшими из трудов их" (16:98).
"Творящий добро, будь то мужчина или женщина, и верующий, такие войдут в Сад; и будут дарованы им там щедроты без меры" (40:41).
"Верующие, и мужи, и жены, друзья друг другу. Они призывают к добру и воспрещают зло, и соблюдают Молитву, и платят Закаат, и повинуются Аллаху и Посланнику Его. И на них будет милость Аллаха. Истинно, Могуч и Мудр Аллах.
Обещал Аллах верующим, мужам и женам, сады по, которым текут реки, где будут они обитать, и усладительные жилища в садах вечности. Благоволение Аллаха - выше всего. Наивысшее это блаженство" (9:71-72).
"Дабы мог Он ввести верующих мужей и верующих жен в Сады с текущими реками, чтобы они обитали там, и (дабы) снял Он с них злые дела их: - и это есть, в глазах Аллаха, наивысшее достижение" (48:6).
"Владыка ответил на (моления) их (говоря): - 'Не допущу Я, чтобы пропал труд кого-либо из среды вас, будь то мужчина или женщина. Вы -(зависимы) друг от друга'" (3:196).
"Вы, которые уверовали в Наши знамения и покорились, Войдите вы в Сад, вы и жены ваши, чтимые и счастливые" (43:69 70).
"Истинно, обитатели небес, в день тот, насладятся великим деянием. Будут они, и жены их, пребывать в приятной тени, возлежа на тронах. Будут у них там плоды, и будут получать они все, чего ни спросят" (36:56-58).
"И (подумай о дне), когда увидишь ты верующих мужей и верующих жен, с лучами света их, сияющими впереди их и правых рук их, (и когда будет сказано им:) 'Благая весть вам в этот день! Сады с текущими через них реками, в которых будете вы обитать. Это наивысшее достижение" (57:13).
Святой Пророк был побуждаем молится о прощении, как для верующих мужчин, так и для верующих женщин (47:20).

Разделение обязанностей

Божественное устроение являет доказательства божественной мудрости во всех своих аспектах. Мужчины и женщины сродни друг другу духовно, они равно наделяются от щедрот и милостей Бога, но жизненные функции их не идентичны. Вследствие этого разнятся их соответствующие возможности и способности. Это означено в Священном Коране следующим образом:
"Господь наш Тот, Кто придал всему его должный вид и затем напаривал его к его должной обязанности" (20:51).
" (Будь верен) природе своей, дарованной Аллахом, с которой он сотворил род человеческий. Нет возможности изменить творение Аллаха" (30:31).

Напрасны и гибельны все усилия, неправленные к тому, чтобы обратить женщин в мужчин и мужчин в женщин. Каждая или каждый выполняет подобающие ей или ему обязанности, правильное распределение которых обеспечивает достоинство, радость, полноту и красоту жизни. Размышление над различиями женских и мужских возможностей обнаруживает обоснованность в различии их обязанностей, что предписано самой их природой. К примеру, женский организм прекрасно снаряжен для деторождения, тогда как мужчина вовсе не способен к сему. С другой стороны, мужчина хорошо соответствует полководческой деятельности; доверить женщине командование на поле боя равносильно бедствию. Это не вопрос превосходства или неполноценности, речь идет об отпущенных природой возможностях и подобающем их использовании.
Определенная на долю женщины обязанность деторождения накладывает на нее некоторые тяготы при том, что мужчина свободен от них, но именно женщине предназначена славная и светоносная корона материнства, домогаться которой не может мужчина. Воспитание детей в их раннем детстве является, главным образом, обязанностью женщины; мужчина в этот период играет только вспомогательную роль. В этом возрасте дитя инстинктивно обращается именно к матери за лакомством, утешением и у матери ищет защиты. Когда мать упрекает ребенка или выговаривает ему, ребенок не чувствует обиды, однако обижается, будучи наказан отцом. Узы, которым природа связывает мать и дитя, несут более нежности, чем узы, связывающие отца и ребенка.
Женщина более ранима и нуждается в мужской силе для защиты и поддержки. Женщину можно вынудить поступить против ее воли; мужчина не поступается своими склонностями.
Первичная и нормальная сфера деятельности женщины - ее дом; нормальная сфера деятельности мужчины как кормильца - вне дома. Общественная система, построения на началах мудрости и доброжелательности, обеспечивает и помогает поддерживать равновесие и слаженность между тем и другим. Ислам заявляет себя именно такой системой.

Hosted by uCoz